Многоканальный звук не ограничен только домашним кинотеатром. Например, музыка в многоканальном формате сейчас представлена на рынке весьма широко. А мы поговорим об оптимальном расположении колонок, которое играет важную роль в достижении максимального качества звучания.
Официальным документом, регламентирующим расположение колонок, можно считать документ ITU-R ВS.775-2. Он разработан радиокоммуникационным отделом Международного телекоммуникационного союза и принят в июле 2006 г. Называется этот документ: «Многоканальная стереофоническая система с (или без) источника изображения».
Расположение колонок, описываемое в документе, используется для мастеринга большей части пятиканального аудиоматериала, причем вне зависимости от типа кино это или музыка. Так что подобная схема отлично подойдет не только для студии, но и для дома. Вкратце, схема должна соответствовать следующим критериям:
1) Расстояние от всех колонок до слушателя должно быть одинаковым. Это правило должно применяться только в том случае, если у ресивера/процессора нет возможности устанавливать задержки для всех каналов (для многоканальной музыки они частенько не предусмотрены). В противном случае об этом правиле можно смело забывать.
2) Расположение правого и левого спикеров полностью соответствует канонам стерео. Так что воспроизведение двухканальной музыки никак не пострадает. Центральный канал устанавливается строго напротив слушателя, посередине между левой и правой АС.
3) Две колонки объемного звучания симметрично устанавливаются позади слушателя с отклонением от оси прослушивания на 100-120 градусов. Это обеспечивает некоторую гибкость установки, тем не менее, недостаточную, чтобы решить проблему инсталляции в большинстве домов. Основная проблема в том, что во многих квартирах дверь находится в углу комнаты, что делает бесполезным использование напольных или полочных АС, устанавливаемых на стойки. В идеале эти тыловые колонки должны находиться на той же высоте, что и остальные АС, но это правило очень тяжело соблюсти, когда есть только один вариант настенного крепления.
Если вам придется идти на компромисс это еще не повод, чтобы потом не спать ночами и мучиться от осознания того, что у вас «не все так, как надо». Например, если ваш любимый музыкальный жанр классическая музыка, где от тыловых каналов можно ожидать только небольшой вклад в поддержании общего объема. Однако если вам попадется запись, активно использующая тыловые каналы, то данное расположение (выше фронтов) неприемлемо.
Настенная установка колонок выше головы слушателя имеет два плюса. Маловероятно, что вам удастся их уронить с обычными колонками это происходит сплошь и рядом. И второе если у вас вплотную к стене стоит диван, на котором вы и прослушиваете (и просматриваете) музыку (кино), то звучание тыловых каналов может быть нечетким, завуалированным. К тому же для тех систем, где электронную задержку использовать нельзя, установка колонок повыше может обеспечить дополнительное расстояние от слушателя и выровнять таким образом путь сигнала от всех колонок до ушей хозяина.
Оценить эффективность вышесказанного легко даже при установке тылов на угол 120 градусов расстояние между ними гораздо больше, чем между фронтальными каналами. Таким образом, даже если вам удастся разнести тылы на 5 метров, у вас не получится добиться дистанции для прослушивания в 3 м, которую можно было бы легко получить при использовании стереосистемы. В этом случае стоит повесить тылы повыше и направить их на слушателя.
В подавляющем большинстве случаев это приведет к использованию АС, отличных от фронтальных. Однако это вполне можно пережить, соблюдая тональный баланс звучания всех АС, что довольно легко достигнуть, если выбирать АС из одной линейки. Иногда так случается, что даже АС разных производителей могут звучать с минимальным тональным отличием.
Работаем с задержками
Естественно, если система обеспечивает внесение задержек в конфигурацию, тогда возможности расстановки АС гораздо шире. В этот раз вы можете сидеть ближе к тыловым каналам, но рассчитывать на работу электроники, которая позаботится, чтобы сигнал от тылов не дошел до ушей слушателя раньше, чем сигнал от фронтальных каналов.
Если у вас есть процессор/ресивер с системой автоматической настройки, то вам не стоит даже заморачиваться автоматика все сделает за вас. Надо лишь установить микрофон в том месте, где вы обычно слушаете музыку и смотрите кино, и запустить процесс установки. Если же вы пока не можете причислить себя к владельцам продвинутых систем с автонастройкой, придется вводить значения задержек вручную.
После того, как будущее местоположение колонок определено, основная ваша задача установить все пять под нужными углами относительно вашего любимого кресла (дивана, стула добавить по желанию).
Системы формата 7.1 и подобные им
Проблема современных многоканальных систем домашнего кинотеатра (>5.1) в том, что расположение колонок может быть практически любым. На звучание (и расположение АС) также влияют такие факторы, как размеры комнаты, расставленная в ней мебель и т.д. Более того, на данный конкретный момент времени нет утвержденной схемы расстановки АС для систем 7.1.
Интересное решение предложили инженеры из компании DTS, Inс. Они заложили в формат систему «ремаппинга» колонок, позволяющую задавать декодеру параметры каким способом декодировать многоканальный звук. Проще говоря, пользователь может выбирать из 7 различных конфигураций, в зависимости от конкретного размещения колонок в комнате. Заложенные в формат DTS-HD Master Audio алгоритмы автоматически «перепозиционируют» колонки для нужной конфигурации. Причем в некоторых схемах упор делается не на угол установки АС относительно слушателя, а на высоту размещения. Рассмотрим подробнее каждый вариант.
Традиционная. Эта конфигурация повторяет стандартную схему (центр на оси прослушивания, левый/правый каналы под углом за градусов, тыловые каналы по углом 1500), к 5.1 добавляются боковые каналы окружающего звучания. Они расположены под углом 90 градусов к слушателю точно с боков. Image
Side High. В этом случае во фронтальной плоскости все аналогично традиционной конфигурации, однако тыловые каналы расположены под меньшим углом к слушателю 110 вместо 150 градусов. Дополнительные два канала располагаются под тем же углом, что и в предыдущей конфигурации, только устанавливаются они на двойную высоту от пола. Image
Front Wide. Повторяется предыдущая схема размещения колонок, только на этот раз для расширения звуковой сцены во фронтальной плоскости, вместо боковых колонок, две дополнительные пере носятся на фронт и устанавливаются под углом 60 градусов к оси прослушивания. Image
Front High. Данная конфигурация тоже предполагает размещение дополнительных колонок во фронтальной плоскости, под тем же углом, что и основные АС. Но только монтируются они над этими АС. Image
Center Over-Head. К обычному центральному каналу в этой схеме добавляют еще два. Один монтируется строго за спиной слушателя, а второй строго над головой. Image
Full Rear Surround. В этой схеме дополнительные каналы пере носятся в тыловую плоскость. Так что в ней располагается четыре АС две под углами 110 градусов к оси прослушивания и две под 150 градусов. Image
Center High. Схема аналогична конфигурации Сеntеr Over-Head, только дополнительный центральный канал монтируется не над головой слушателя, а строго над стандартной АС центрального канала.